История танцевальной обуви. С древнейших времен и до века ХХІ
Танец как одна из форм отображения окружающего мира человеком, возник еще на заре цивилизации. Будь то религиозные, культовые, брачные или пляски охотников, или земледельцев вокруг воображаемой добычи или урожая будущего сезона, первобытные танцоры как никогда нуждались в специальной обуви. Пара надежных сапожек или мокасин, сшитых из выделанной натуральной кожи, должна была защитить пальцы и тонкую кожу на подошве, а также создать максимальный комфорт для выполнения сложнейших пируэтов и па.
В древнейшие времена
На первых порах задачу решили подручными средствами – обмотали ступни свежевыделанной шкурой бизона или мамонта. В качестве стельки использовали сушеную траву или мягкую солому. Однако в процессе усложнения танцевальных движений, такой формат постепенно утратил свою актуальность в силу непрактичности.
В средневековье к выбору кожи для обуви стали относится более тщательно. Для подошвы выбирали свиную или толстую бычью, а для верха тонкую кожу оленя или теленка. К сожалению, из-за дороговизны материалов и работы мастера, такие пары могли позволить себе далеко не все артисты. Большинство танцевало в чем придется – в сандалиях, простых вывороточных сапожках из овечьей кожи, а чаще всего и просто босиком.
Темное средневековье
С приходом эры Христианства любые занятия, направленные на развлечения, в том числе и танцы, были объявлены нечистыми и греховными. Интерес к танцевальному искусство, а, следовательно, и специальной обуви, возродился в Европе в эпоху Ренессанса только в 14 столетии. В этот период появляется мода на светские рауты и дворцовые балы, на которых танцоры обували мягкие тапочки, изготовленные из тонких тканей — кожи, парчи, шелка или расшитой бисером мягчайшей кожи. На верх такой обуви наносились ориентальные или цветочные орнаменты, носок украшался полудрагоценными камнями.
Мужчины-аристократы специальной обуви для танцев не носили, предпочитали вальсировать в модных в то время высоких кожаных сапогах ботфортах на небольшом подкованном каблуке.
Версальский шик
Под влиянием законодателя мод – Версальского королевского двора, в 17 веке в моду вошли удобные круглоносые туфли на 3-7 сантиметровом каблуке. Верх обуви делали из мягких тканей: сатина, шелка, бархата, атласа или же из прочной натуральной кожи, окрашенной в коричневый, черный, красный и белый цвета. Колодка изготовлялась из дерева, а затем подбивалась кожей и металлическими пластинами. Особый шик в то время – разноцветные каблуки и длинный язычок, высоко выходящий за уровень шнуровки.
Новое время
Девятнадцатый век принес миру каучук, а обуви – прочную и одновременно гибкую резиновую подошву. Одновременно с этой инновацией, при пошиве туфлей и сапожек обувщики стали активно использовать швейные машинки. Такая техника позволила легко и быстро прострачивать ткани или тонкую кожу, что позволило значительно удешевить обувь, а также использовать прочные металлические элементы фурнитуры и декора.
Современность
Благодаря использованию новых технологий, сегодня танцевальная обувь изготавливается как из современных качественных синтетических, так и из натуральных материалов. Современные танцоры, в зависимости от выбранного ими стиля и уровня подготовки, в тренировочном процессе и на выступлениях используют балетные тапочки, джазовки, бальные туфли «стандарт» или «латина». Исполнители народных характерных танцев, как и много столетий тому назад, отдают предпочтение натуральным сапожкам, сшитым по оригинальной вывороточной технологии по замерам, снятым с каждого артиста индивидуально.